"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (636) от 25.10.2012

Угол Зрения

Проблема гастарбайтеров

Мигранты заполнили российские города. Как к этому относиться?

Сергей ШАРАКШАНЭ http://mrija2.narod.ru/sdpr343.html

Так кто же к нам едет? В странах СНГ мотив к переезду в Россию у разных слоев населения разный. И более всего он выражен у самых бедных, самых неимущих, тех, кого судьба поставила в самые трудные материальные условия, в том числе – у ничего не умеющих пацанов, вчерашних школьников, или тех, кому нечем кормить семью, а это, зачастую, жители отдаленных сельских населенных пунктов.

(Продолжение. Начало см. в № 33 (635)

Но разве это РФ нужно? Политическое руководство нашей страны декларировало, что наш самый главный стратегический курс – перевод на инновационные рельсы, т. е. на производство, оснащенное высокими технологиями по последнему слову научных достижений. Такой курс России должен быть обеспечен соответствующими по квалификации и знаниям трудовыми ресурсами. А мы что делаем? Мы заполняем крупные города страны людьми, у большинства из которых грамотность чрезвычайно низкая. Уж они-то никак не могут быть социальной базой модернизации. Только якорем!

Впечатление, что процессом руководит политическая безответственность.

Это еще не все сюрпризы. У многих наших стран-соседей последнее двадцатилетие был настолько низкий уровень экономики, что там расцвели каналы торговли наркотиками и оружием: по-человечески понятно, мужчина на прокорм семьи хоть чем-то должен был зарабатывать. Но где наша доблестная служба госбезопасности? Почему она не била тревогу, что эти отлаженные каналы просто перебазировались в крупные российские города вместе с волнами иммигрантов? Наконец, криминальным этническим группировкам, которые есть, разумеется, во всех странах мира, гораздо комфортнее в крупных городах России, нежели в бедных районах стран СНГ, т. е. они все тоже здесь.

Процессы ускоряются, а закон перехода количества в качество еще никто не отменял. Ситуация с новыми и новыми миллионами приезжих, проходя скачком все новые качественные грани, будет ставить наши властные органы перед неразрешимыми задачами, о которых мы сегодня и не догадываемся. Мы не справляемся и сегодня, а что будем делать завтра?

Этот проигрыш в динамике чем-то напоминает пору первых полутора лет войны с фашистами 1941–1942 годов. Перед войной наша страна допустила, что понимание военной науки и практики у всего командного состава было сильно отставшим от передового уровня того времени (на учениях шашкой рубили лозу). В результате, моторизованные войска фашистов двигались по нашей территории со скоростью 50 км в сутки, наша же пехота в принципе не могла выдержать такой темп, т. е. многие воинские соединения были просто обречены. Но страшнее то, что итог совещания командования на любом уровне – что дивизией, что армией, что фронтом, оказывался устаревшим уже в миг окончания совещания, т. е. вреден для реализации, поскольку отставанием программировал бесчисленные жертвы своих же солдат и офицеров. (С середины войны, как известно, наши на всех командных уровнях, расплатившись миллионами жертв, научились воевать в нужном темпе). Не к подобному ли соотношению подходим сейчас: скорость изменений в связи с прибывающими миллионами иммигрантов будет такой, что любое административное решение российских властных органов станет заведомо отставшим, а, следовательно, неэффективным?

Зачем стране нужны иммигранты?

Этот вопрос со страстью дискутируется во всех развитых странах. Аргументы «за» известны: с увеличением уровня образования населения возрастает потребность в рабочих руках на низкоквалифированных операциях, т. е. «накачав» экономику страны гастарбайтерами, можно сделать шаг вперед в экономическом развитии. Увеличивается доля пенсионеров, соответственно, уменьшается доля молодых работоспособных людей, следовательно, их нужно запустить в страну извне, чтобы, в частности, они своим трудовым вкладом помогли соблюсти баланс пенсионного обеспечения. Среди гастарбайтеров огромная доля нелегалов, но многие экономисты и в этом видят выигрыш: нелегалы получают очень низкую оплату труда, что, соответственно, сказывается в итоговой низкой цене на товары и услуги – они дешевле, следовательно, конкурентоспособнее.

Другие экономисты возражают: новые миллионы работников «съедят» большую долю социального пакета, предусмотренного в данной стране на «своих» работающих и при подсчетах выгода оказывается сомнительной. Так, в Швеции скрупулезно подсчитали экономические плюсы и минусы, и суммарно получился убыток. Но именно с нелегальными гастарбайтерами, а это треть от общего их числа (в Москве – две трети), все страны оказались, словно в ловушке.

Что с ними делать – объявлять преступниками? Но тогда их надо ловить и сажать, а такого полицейского аппарата нигде нет. Выдворять из страны? Тоже – очень затратно и, к тому же, нелегалы завтра же снова будут здесь. (По заявлению мэра Москвы С.С. Собянина, «изгнать» мигрантов – нереально). Может быть, наоборот, их легализовать – т. е. всем им выдать вид на жительство и интегрировать в общество титульной нации? Заманчиво, но этой интеграции пока ни у кого не получилось, ничтожные результаты не в счет.

Тупиковая ситуация. Однако в дискуссиях западных политиков и ученых слабо представлен более важный аспект, нежели чисто экономический, который для нашей страны, думается, должен быть первостепенным.

Именно в нашей стране человек объявлялся целью государства. Такое на памяти у многих. Не финансы, не экономика, не оборона! Как бы важны они не были – эти цели были вторичными по сравнению с целью защиты достоинства человека, всестороннего развития его личности, его семьи. Да, эта декларация соседствовала с некоторыми негативными чертами советского социализма, но – она была! И она – реализовывалась! Высокий уровень образования населения СССР, развитая система здравоохранения (тогда признанная ВОЗ передовой в мире), высокий уровень науки и культуры – это все следствия той декларации.Сегодня в нашей стране так впрямую не говорят – что именно человек цель государства. Но эта моральная установка сохранилась в общественном сознании, она еще присутствует, она еще высока. И что же мы с ней делаем, запуская гастарбайтеров, которые работают за гроши без заключения договора и гарантий оплаты, живут нередко в антисанитарных условиях, в чрезвычайной скученности? Этим мы полностью разрушаем общественную мораль нашего народа, ставя все население страны в положение свидетелей и соучастников гигантской системы работорговли. Всех россиян заставляют фактом признать, что есть «второсортные» люди. Потакая соблазну сиюминутной выручки коммерсантов в строительстве, в рыночной торговле, в ЖКХ, мы необратимо разрушаем духовную основу нации.

Вспомним строки Гомера, написанные 2,5 тысячи лет назад: «Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет». В ком истребляются доблести? Разве только у тех, кто оказался рабом? Нет, этого Гомер не говорит. Доблести истребляются у всех – и в душах рабов, и в душах рабовладельцев! И в народной морали есть такое же правило: нельзя унизить другого, не унизившись при этом самому. Мы производим страшные разрушения в человеческом потенциале страны!

Неужели эти потери не учитываются теми, кто разрешает такие масштабы иммиграции?

А ведь есть и иные грани гуманитарной катастрофы. Давление миллионов иностранных рабочих на социальную сферу, на социальный пакет, рассчитанный на россиян, подрывает конституционную норму, по которой Россия – «социальное государство». Давление столь сильное, что у нас по этому пункту пойдет не прогресс, а регресс, выгоду ощутят только предприниматели, принимающие гастарбайтеров,

а вся страна будет в крупном проигрыше. Например, в Москве ежегодно получают лечение полтора миллиона человек, не имеющих медицинских полисов.

Но есть и перспектива взрыва! Категории населения – «бедные» и «нищие» – вместе составляют половину населения России, утверждают социологи. И эта половина вскоре увидит, что в крупных городах такая-то часть приехавших иностранцев выбилась к гораздо большей материальной состоятельности. Зачем нам преподносить беднейшим слоям россиян такой контраст? Зачем подносим огонь к пороховой бочке, провоцируем человеконенавистничество и вероятные вспышки межнациональной розни? Обстановка в стране «Бей чужого!» – самая настоящая гуманитарная катастрофа.

Но послушаем аргументы госструктур и ни о чем подобном не услышим. Они идут на поводу краткосрочных интересов выгоды предпринимателей. Хотя руководствоваться они должны, наоборот, дальними целями страны, и не только экономическими, но и развитием человеческого, духовного потенциала. Но так думать они не умеют и не хотят.

Вот откуда пессимизм по поводу концепции. В ее тексте могут быть любые благие цели, но выполняться она станет на основе основного стереотипа госструктур: краткосрочная выгода предпринимателей – главное в жизни нашей страны. Поэтому самая лучшая концепция способна только провалить дело.

Беспомощность абстрактного гуманизма

Не доводилось ли вам присутствовать на конференциях по поводу межнационального общения, читать их материалы? Есть дельные выступления, но есть и «халва-халва». Будто собравшиеся состязаются – кто больше поддастся самообману. Вот их словарь: развивать гражданскую идентичность, чувство ответственности за себя, за близких, за страну, пропагандировать идеи интернационализма, духовной, культурной общности разных народов, воспитывать патриотизм, межнациональное согласие, дружбу народов… И так по кругу! Воспитывают воспитанных, просвещают просвещенных.

Самое интересное, что эти прекраснодушные, но бессмысленные на практике слова дают большому ряду общественных организаций, в том числе этнических, участвующих в тех конференциях, совершенно реальное финансирование – от федеральных или от городских властей. Им и платят-то, чтобы они на конференциях этот словарь воспроизводили. Вот – подлинные корни самообмана.

«Это была одна страна, одна целостность, и я не понимаю, как можно вдруг закрыть полностью границы для своих бывших братьев». Честное слово – так и говорят, не смущаясь. Как будто не было кошмарных обрушений в прошедшее двадцатилетие, впрочем, происходящих и сейчас. В тех или иных соседних странах сделан шаг назад в XIX век к клановому строению общества, и эти «бывшие братья» там повсюду безропотно склонили голову, в тех странах опущен уровень образования, здравоохранения, уровень социальных прав, и человеку так плохо, что он бежит куда глаза глядят, и оказывается, что жить в российском городе в подвале, в страшной скученности, работать за гроши без гарантий – лучше, чем у него на родине. Манипулирующий красивыми фразочками – ничем не лучше того начальника ЖЭКа, который в погоне за выгодой забил гастарбайтерами тот подвал.

Или, например, гуманисты провозглашают: мы должны идти к мультикультурной модели государственности! «Мультикультурной модели» – слова-то какое ученые! Т. е. чтобы общество состояло из множества этнически различных общин, которые при этом не смешиваются, но и не мешают друг другу, обогащают культуру друг друга, живут по-соседски дружно. Как надо забыть о жизненных реальностях, чтобы говорить такое! Вот не так давно продвигались планы – построить для гастарбайтеров-мусульман мечеть в Сергиевом Посаде – в центре православной веры! Вот вам и мультикультурализм – сколько крови могло быть пролито, будь реализован такой план! Распрям не было бы конца.

Стержневой же является идея «социально-культурной адаптации» гастарбайтеров в российской среде, ее, кстати, можно услышать и из уст самых высокопоставленных политиков РФ. Звучит, опять же, научно, но на деле – пшик.

Давайте-ка посчитаем! Возьмем среднестатистического гастарбайтера – что ему нужно для «социально-культурной адаптации»? На неплохом уровне освоить русский язык, пройти хотя бы ускоренно основы российской школьной программы и – пусть не разделять в душе российские ценности – но хотя бы знать о них, а также – получить какую-то квалификацию. Теперь посчитаем эту же программу для его жены и детей. Суммируем – какими должны быть организационные усилия федеральных и местных властей, финансы, реальные сроки? И видим: мы полные банкроты с этой идеей! Потому что, пока мы проведем по этой программе «интеграции» одного гастарбайтера, в город приедет еще десять-двадцать-тридцать других, которые не знают русского языка, не понимают российских ценностей и не имеют квалификации.

Может, идея «интеграции» и была бы жизненной, если бы с завтрашнего дня больше ни одного иностранного рабочего к нам не приезжало и надо превращать в «россиян» тех, кто уже приехал. Но такого в реальности нет. От беспочвенных фантазий – только вред!

Идеями абстрактного гуманизма, мультикультурализма и «интеграции в среду» мы, действительно, добиваемся реального результата, но негативного: санкционируем состояние политической безответственности у тех чиновников, от которых реально зависит принятие практических решений. И они разрешают, разрешают, разрешают въезд «гостей». Эти идеи приводят просто к растрате драгоценного исторического времени, и в это время города продолжают быстро накачиваться приезжими. Есть и еще идея – «плавильного котла наций»: она на Западе долгое время была модной, но сейчас ее признали не работающей и вредной как на территории США, так и на территории Европы. Она отвлекает, неправильно ориентирует правительство, усугубляя при этом самые негативные сценарии и тенденции. Думают, что двигаются к ассимиляции, а получают ксенофобию, экстремизм, фундаментализм, терроризм.

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25102012002253&oldnumber=636