"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (636) от 25.10.2012

Прекрасное вокруг нас

Александр ДАВИДЕНКО

Работы Евгения Бочарова, размещенные в небольшом зале выставочного центра «Радуга» и выполненные в технике акварели, могут у любителя всего «актуального» вызвать снисходительную усмешку: манера вполне традиционна. Это действительно так, но в данном случае важно качество, а живописное мастерство, как и способность переживать изображаемый мотив, пропустить его сквозь фильтр собственных чувств, безусловно, присутствует.

Отзывчивость художественной натуры на то прекрасное, которое окружает нас в повседневной жизни, но мимо которого мы часто пробегаем, не замечая, подхваченные потоком вечной суеты, составляет неотъемлемое качество Е. Бочарова.

При выборе объекта, для него важно не только выигрышная композиция, но и удачное освещение (как здесь не вспомнить импрессионистов, чье влияние заметно в его творчестве), подчеркивающее состояние атмосферы, оживляющее планы интересной игрой света и тени, добавляющее затейливый рисунок проекции ветвей деревьев. И он терпеливо караулит самый удачный момент, когда увиденная «тема» раскрывается во всей полноте, вызывая чувство восторга у самого художника, а переложенное на язык красок, и у сопереживающего зрителя.

Посмотрите как деликатно, легко касается трепетная кисточка листа бумаги, оставляя на ее поверхности не просто цветные пятна, а следы чувственных рефлексий, в своей совокупности вызывающие к жизни визуальные образы. Характер переживания меняется, отражая широту эмоциональных реакций художника. Ему в равной степени близки и медитативные, печальные, решенные в просветленном миноре «элегии», и радостные, солнечные «баркаролы», купающиеся в плеске сияющих мазков. В первом случае Е. Бочаров использует протяженный мазок, размытое, малоподвижное пятно, приглушенный тон, во втором обрушивает на нас лавину легких, динамичных мазочков, звучащих почти «стаккато», но образующих гармоничное целое, несмотря на световые и цветовые контрасты.

Как тонко чувствует он необходимость стабилизировать композицию, возбужденную активным противопоставлением верхней и нижней частей пейзажа, вводя в более спокойную зону заполняющий пустоты, легкий, но ритмичный рисунок стеблей сухой травы («Сумерки»). Очень хорош «Первый снег. Раута (Карелия)» в том числе и тем, что достичь выразительности в «выцветшей» палитре, почти монохроме, используя лишь следы цвета, а не сам цвет, гораздо труднее, нежели в рамках полнокровного цвета.

Уже упоминавшееся умение выбирать нужное освещение демонстрирует «Старый коттедж», в котором белое, заснеженное пространство, занимающее не менее половины листа, не кажется пустым, благодаря сложной игре теней, которая уравновешивает, казалось бы, более плотную и материально осязаемую верхнюю часть композиции. Можно подумать, что две работы («Весеннее утро» и «Свежая сирень») написаны маслом, а не гуашью, настолько плотные мазки, таким количеством краски нагружено каждое касание бумаги кисточкой.

В заключение хочется сказать, что натурные (независимо от того, писались они полностью на пленэре, или в мастерской, после полученного живого впечатления) пейзажи Е. Бочарова отличает не только техническое мастерство, но и неравнодушное восприятие окружающего мира, умение наслаждаться его многообразием и способность отразить эти чувства в собственных работах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25102012002801&oldnumber=636