"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (791) от 28.02.2017

ХудСовет

Источник вдохновения

Валерий ГАНСКИЙ

В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открылась выставка «Любви исцеляющий взгляд» живопись, графика Натальи Леонтьевой.

Наталья Леонтьева

Открывая выставку, директор музея-усадьбы Элеонора Белонович, выпускница СГУ, рассказала присутствующим, что на вернисаже представлены 30 новых произведений автора – это новый цикл, созданный художницей в течение последних лет.

Творческим посылом, источником вдохновения для создания живописных полотен и графических листов во многом стали стихи саратовской поэтессы Светланы Кековой. По Евангелию от Иоанна Нового Завета, «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог». «Во сне я слову поклонилась в ноги» (С.В. Кекова). А в Ветхом Завете, древнем еврейском Священном Писании, говорится: «Да не будет у тебя никаких богов, помимо Меня. Не делай себе никакого кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах под землею. Не поклоняйся им и не служи им» (Шмот 20:4-5). Издревле источником вдохновения художников всех стран были библейские сюжеты.

Борисов-Мусатов всю жизнь вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза, а сердце щемит от нежности, от восхищения. В начале ХХ века он написал картину «Дафнис и Хлоя», вдохновившись пасторальным романом древнегреческого писателя и поэта предположительно II века нашей эры Лонга.

…На переднем плане небольшой экспозиционной комнаты деревянного домика музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова, где на веранде вас встречает живая домашняя кошка, большая картина, изображающая светлую раму окна в виде креста, разделяющего живописное пространство на четыре части. И в четырехмерном пространстве зритель видит небо с темными облаками, крест с распятьем и много чего еще, что возникает в воображении зрителя, вглядывающегося в размытые образы, созданные художником. А обрамляют эту картину четыре дощечки с изображением руки: рука просящего, рука дающего, рука благословляющего. Троеперстие – три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу.

Нет радости твоим рукам –

не вырвешь ни мольбой, ни силой

то, что возносит к облакам

страданья гений белокрылый.

В основном вся экспозиция проходит под знаком креста – Христа – так же, как и поэзия Кековой. Поэтесса упоминает Бога всуе, то есть произносит его не в молитве, не в духовных беседах. Всевышний в ее стихах то «Бог деревянный!», то «Шахматный», то «Бог шарообразный»: «и семя Бога в мировом яйце», «Покажи мне, Господи, кино!» – и Господь меня ему покажет», «что пьян у Бога замполит» и т. д.

В 1961 году, когда близ степного районного центра Саратовской области Красный Кут приземлился спускаемый аппарат космического корабля Восток-2, пилотируемый летчиком космонавтом Германом Титовым, родилась девочка Наташа, будущая художница Наталья Леонтьева. Обосновали Красный Кут на правом берегу реки Еруслан (приток Волги) переселенцы из Краснокутска Харьковской области в 1813 году. В начале XX века в центре села был освящен храм в честь Пресвятой Троицы. До выселения это село входило в Автономную Республику немцев Поволжья и называлось Краснокутским кантоном. Ныне живущий саратовский поэт Е. Русланов пишет о своей малой родине:

Дорога в юность

Три берёзы белые

На ветру стоят…

Жизнь, как река,

Длинна ли коротка.

Река есть Волга и Ока.

И есть и речка Еруслан.

У каждой свой заветный план.

В гражданскую войну в этих местах воевали легендарные полководцы Василий Чапаев и Георгий Жуков. В 1941 году в Красный Кут эвакуировалась Качинская военно-авиационной школы пилотов. Инспектором ВВС был капитан Василий Сталин, сын И.В. Сталина, курсантами школы были также сыновья государственных деятелей Тимур Фрунзе, Степан Микоян, Владимир Ярославский. Закадычные, неразлучные друзья Т. Фрунзе и С. Микоян стали в годы войны Героями Советского Союза. Героем Советского Союза стал также уроженец Красного Кута летчик Семён Харламов. Два года, с 1941 по 1943, на краснокутской земле проживал известный кинорежиссер Пётр Тодоровский. «Степи краснокутские, синий окоём...», – писал саратовский поэт-фронтовик Владимир Гришин. А композитор Евгений Бикташев написал на эти стихи песню. Песня под названием «Степи краснокутские» давно стала своеобразным гимном жителей степного Краснокутского района.

В 1980-1984 годах Наталья училась на художественно-оформительском отделении Саратовского художественного училища у Н.А. Чечнёвой, В.С. Успенского, В.А. Белоновича, А.Н. Шкунова, С.К. Таратухина. После окончания училища с 1984 по 1991 год работала художником-дизайнером в Саратовском научно-исследовательском технологическом институте (НИТИ), в 1991-1998 гг. – в фирме Евродизайн. С 2008 года руководит художественной студией «Встреча», с 2012 параллельно ведёт студию «Чудо». Участница городских, областных, региональных, всероссийских, международных выставок с 1994 года. Член Союза художников с 2002 года.

Несколько лет назад источником вдохновения художника Натальи Леонтьевой было пушкинское Болдино. В музее К.А. Федина состоялась выставка, где были помещены ее болдинские работы. В газете «Саратовские Вести» я тогда писал: «Наталья Леонтьева более творчески подошла к своей болдинской осени. Акварельная живопись позволяет разнообразить тона и полутона. Что она и сделала в своем цикле акварелей. Особенно впечатляет женский туманный силуэт-образ. Надеюсь, что это Наталья Николаевна, о которой Пушкин думал постоянно».

В 19 веке, в основном, художники были источниками вдохновения поэтов. В 20 лет Александр Пушкин написал стихотворение «Недоконченная картина»:

Чья мысль восторгом угадала,

Постигла тайну красоты?

Чья кисть, о небо, означала

Сии небесные черты?

Эти строки посвящены последнему живописному произведению Рафаэля, знаменитейшему «Преображению», оставшемуся неоконченным из-за смерти автора. «Преображение» считалось тогда общепризнанным шедевром Рафаэля. В верхней части этой картины изображен «преобразившийся» Христос, вознесшийся над горой Фавор. Он излучает сияние. Христа окружают пророки Илья и Моисей, спустившиеся с небес и также парящие в воздухе, и павшие ниц апостолы. У подножья горы изображены персонажи евангельского сказания об «исцелении бесноватого». В «Недоконченной картине» Пушкина говорится о великом художнике, о его творческом «восторге» и создании им высокого произведения искусства. Сегодня картина находится в Пинакотеке Ватикана. Она висит в отдельном зале, сделано специальное освещение, есть возможность посидеть напротив нее в удобных креслах.

В декабре 2016 года в этом же музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова прошла «выставка одной картины» – акварели Натальи Владимировны Леонтьевой «Давай мы построим дом с черепичной крышей» по стихотворению Светланы Кековой:

Давай мы построим дом с черепичной крышей,

он будет узкий, длинный, кирпично-красный,

не на песке мы построим его – на камне,

а в основанье серебряный крест положим.

…В толчее маленькой комнаты музея, где посетители задевают друг друга локтями, а женщины еще и сумками, слышны возгласы художников, расспрашивающих о «великом переселении», вернее выселении из мастерских родного дома на Советской, бывшем художественном училище, альма - матер героини вернисажа и ее сотоварищей.

Тихий свет, гармония, одухотворённость, любовь, внутренняя духовная красота наполняют картины Н. Леонтьевой. Графическим работам, выполненным в техниках пастели и акварели, присущи лаконизм, четкая организация пространства, но вместе с тем и глубокий лиризм, проживание художником созданных образов. Об этом говорили и ее ученики, и заслуженный художник России Владимир Мошников, один из организаторов Хвалынских пленэров, в которых с 2000 года принимает участие Наталья Леонтьева.

Уроженка Хвалынска поэтесса Ольга Комарова, дважды лауреат Всероссийского конкурса Международного Союза славянских журналистов «России верные сыны», член Московской городской организации Союза писателей России, награжденная Орденом «Золотая осень» им. С.А. Есенина за верное служение отечественной поэзии, ныне живущая в подмосковном Королёве, написала целую книгу «Синь-Хвалынь» о городе своего детства:

Мой Хвалынск… Златовейный песок

И взволнованной Волги сиянье…

Пристань, трап из смолистых досок

И сосновый вдали островок,

Монастырских пещер окликанье…

До сих пор в Радищевском музее на Первомайской в новых отреставрированных залах размещена экспозиция «Вне канона. Глава II: Саратов». На выставке представлены живописные и скульптурные композиции сорока саратовских художников, выполненные в стилистике разных направлений современного искусства и с разной степенью личностного погружения в «материал». Среди них есть работа Владимира Мошникова, названная «Утренней фантазией» (2016). По духовному строю она явно восходит к традиционному православному образу «Покрова Пресвятой Богородицы», в котором воплощена идея заступничества высшей сущности, оберегающей человечество не оружием, но силой любви и сострадания. На фоне этой выставки в январе прошел поэтический вечер Светланы Кековой «Нездешний гость».

«Я к слову слово не могу поставить

так тесно, как ложатся кирпичи в основу зданья».

«По слогам возвращается жизнь, и в ее карандашном наброске

мы едва узнаем чешую расставанья на слабой земле…»

Тесный союз пера и кисти Светланы Кековой и Натальи Леонтьевой плавно перешел в рубленые стены музея – усадьбы В. Э. Борисова- Мусатова.

«Все, кто знаком с творчеством талантливой саратовской художницы, думаю, согласятся, что с её произведений с нами разговаривают душа художницы, её большое сердце», – резюмировала Элеонора Белонович. И подтверждением этому букеты живых цветов, подаренных поклонниками Леонтьевой, в руках у художника.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032017213533&oldnumber=791