"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (846) от 05.07.2022

Единые статус и пометка, новые реестры и запреты: как будут контролировать деятельность «иноагентов»

Госдума РФ 29 июня в окончательном чтении приняла Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собраны все нормы, которые касаются признания людей, организаций и общественных объединений иностранными агентами, а также все положения о регулировании их деятельности и контроле со стороны государства. Новый закон начнет действовать 1 декабря 2022 года. В рекомендациях рассказываем, по каким правилам должны будут жить и работать иностранные агенты после вступления принятого закона в силу.

1. Кто может стать иноагентом?

Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» впервые закрепляет в российском законодательстве понятие «иностранный агент» и дает ему определение. До этого в законах использовались более нейтральные формулировки, например, НКО, выполняющая функции иностранного агента, или физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.

Иностранный агент – лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и занимается политической деятельностью, ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, финансирует его или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, участвует в их создании или финансирует распространение или создание таких материалов.

Иностранным агентом смогут признать:

При этом закон также содержит исключения. Так, иноагентами не могут быть признаны:

2. За что смогут признать иноагентом?

Для признания человека, организации или общественного объединения иностранным агентом необходимо сочетание двух факторов:

1. Лицо получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде.

2. Лицо занимается одним из видов «иноагентской» деятельности. То есть:

А теперь подробно обо всем этом.

2.1. Что такое политическая деятельность?

Политическая деятельность – это деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.

Согласно новому закону политическая деятельность может осуществляться в нескольких формах:

К политической не относится деятельность в области:

При этом новый закон содержит одну важную оговорку: вышеперечисленная деятельность не будет политической только в том случае, если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации». Размытость этой оговорки – максимальная, а это значит, что при желании политической смогут признать даже благотворительность или защиту вымирающих животных.

2.2. Что такое «сведения в области военной, военно-технической деятельности России»?

Сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ, стал основанием для присвоения статуса физического лица – иностранного агента еще в 2020 году.

Перечень таких сведений уже утвержден Федеральной службой безопасности. В нем 60 пунктов. Среди них:

2.3. Что такое «сообщения и материалы»?

К ним относятся:

При этом тема или объем вашего «сообщения или материала» не важны для того, чтобы лицо признали иноагентом. Фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках, конечно, если человек, организация или общественное объединение находится «под иностранным влиянием».

2.4. Что такое «иностранное влияние»?

Нахождение лица под иностранным влиянием – главное условие для получения статуса иностранного агента. При этом в законе это понятие прописано максимально нечетко, что позволит правоприменителям трактовать его очень и очень широко.

Иностранное влияние – это предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.

Поддержка – лишь одна из форм иностранного влияния. В законе дается такое определение.

Поддержка – предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

Все эти формулировки, которые используются в законе, например «убеждение», «принуждение», «иными способами» и «в иных формах» дадут контролирующим органам возможность применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами: признавать иноагентами практически кого угодно.

2.5. Что такое «иностранные источники»?

Согласно новому закону иностранными источниками являются:

3. Единый реестр иностранных агентов: как попасть и как выйти?

Сейчас в России есть четыре реестра, в которые вносят различных «иностранных агентов»:

После вступления в силу нового закона, то есть с 1 декабря 2022 года, эти реестры будут упразднены, а вместо них появится Единый реестр иностранных агентов. Его также будет вести Министерство юстиции РФ. В новый реестр перенесут сведения обо всех, кто ранее уже получил этот статус и был внесен в один из реестров.

Реестр иностранных агентов будет содержать:

Статус иностранного агента организация, общественное объединение или человек будут получать не в день включения в реестр, а на следующий.

3.1. Добровольное включение в реестр

В новом законе закреплена обязанность лиц, которые «намереваются действовать в качестве иностранного агента», до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. Порядок и форму этого заявления должен утвердить Минюст. Такие заявления будут рассматриваться в течение десяти дней, после чего Минюст должен будет решить, нужно ли включать лицо в реестр или нет, и сообщит об этом.

От обязанности подавать такие заявления закон освобождает только:

3.2 Принудительное включение в реестр

Минюст сможет и самостоятельно включать в реестр организации, общественные объединения или людей, которые, по его данным, являются иноагентами, но не подали заявление добровольно. В этом случае ведомство должно будет уведомить включенное в реестр лицо не позднее, чем спустя пять рабочих дней со дня включения в реестр.

В том числе Минюст сможет включать в реестр и иностранных журналистов, аккредитованных в РФ, если они будут заниматься «иноагентской» деятельностью, не относящейся к профессиональной деятельности журналиста. В этом случае решение принимается по согласованию с МИД.

Решение о включении в реестр можно обжаловать в суде.

3.3 Можно ли выйти из реестра?

В новом законе прописаны следующие основания для исключения иностранного агента из реестра:

Согласно новому закону внеплановая проверка может быть проведена как по заявлению третьих лиц, так и по заявлению самого иностранного агента. Таким образом, закреплен порядок выхода из реестра по инициативе лица, включенного в него. Это прямо указано в части 2 статьи 8 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Заявление об исключении иностранного агента Минюст должен удовлетворить в нескольких случаях:

1. Если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и (или) не занимался «иноагентской» деятельностью (при повторном исключении – в течение трех лет).

2. Если иностранный агент в течение трех месяцев со дня включения в реестр отказался от получения иностранного финансирования, возвратил уже полученные деньги и не получал другую поддержку от иностранных источников.

Минюст должен провести проверку по заявлению иноагента в течение шестидесяти дней. В случае, если эти факты подтвердятся, иностранного агента исключат из перечня. Если же Минюст придет к выводу, что в заявлении изложены недостоверные факты, он должен будет вынести мотивированный отказ, который можно обжаловать в суд.

Кроме того, отдельная возможность выйти из реестра будет и у людей, которые попали в реестр впервые: человек будет иметь право подать в Минюст заявление в свободной форме об исключении из реестра, приложив подтверждение того, что обстоятельства, послужившие основанием для включения в реестр, прекращены. Решение по этому вопросу ведомство должно будет вынести в течение 30 дней. Порядок принятия такого решения утвердит Минюст.

Окончание следует…

Центр защиты прав СМИ, 29 июня 2022 года

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28072022070148&oldnumber=846