Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 46 (376) от 30.11.2006

 

Ласлиc, или Кризис медвежьего жанра (Соб. инф)

Большие страсти вокруг маленькой газеты (Александр КРУТОВ)

«Справедливая Россия» отстояла прежний налог (Александр СВЕШНИКОВ)

Клады и кладоискатели (Наталья ЛЕВЕНЕЦ)

Капитал-шоу нафталинных чудес (Александр КРУТОВ)

Игры пожилых и вечно рьяных (Александр СВЕШНИКОВ)

Открытое письмо (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Руины «России» вернули городу (Александр СВЕШНИКОВ)

Дом на крови (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Известный конкурс на неизвестной улице (Ирина КАБАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Книжная Полка

Большой книге — большая премия

Анна САФРОНОВА

Дмитрий Быков, стабильно вызывающий раздражение многих собратьев по литературному цеху, дал еще один повод для зубовного скрежета, и очень даже большой повод: получил премию «Большая книга» за свой труд «Борис Пастернак», изданный в серии «ЖЗЛ» издательством «Молодая гвардия».

Самые хлесткие отзывы принадлежат перьям самых скандальных критиков. Конечно же, это Лев Данилкин: «“Пастернак” — жизнеописание двойника… Это не то что образцовая биография — так, как Быков, другим писать нельзя: он раз- глядывает Пастернака как свое предыдущее воплощение. И это не просто нахальная претензия на расширение жилплощади за счет эксгумированного и предъявленного публике родственника; у Быкова с Пастернаком действительно множество совпадений...». Конечно же, это Виктор Топоров: «“Большую книгу” сегодня получил наиболее компромиссный Дмитрий Быков. Эта премия присуждается простым арифметическим большинством. Нужно ли говорить, что в такой ситуации побеждает “сюжет усреднения”?».

Зато Андрей Немзер за «Пастернака» простил Дмитрию Быкову абсолютно все и высказался в том смысле, что если все плохие книги Быкова нужны были для того, чтобы написать одну хорошую, то, стало быть, так и надо.

Есть замечательная странность в том, что в нынешнем году вышли две абсолютно противоположные книги, полярные по всем показателям. Быковскому «Пастернаку» явно противостоит «Иосиф Бродский»

Льва Лосева, который пишет короткую, сдержанную монографию, усердно лишая ее даже намека на личностный подход. Его Бог — объективность. Дмитрий Быков на почти 900-страничном тексте обрушивает на нас шквал эмоций, и, конечно же, сам он настолько же герой текста, насколько и Пастернак.

Претензии во многом обусловлены некоторой путаницей в установках. Серия «ЖЗЛ» — это всего лишь серия, а не жанр, и никто не сказал, что автор обязан интересоваться собой меньше, чем своим героем. Никто не может запретить ему быть субъективным. Странно требовать от автора решения задач, которых он перед собой вовсе не ставил.

Конечно, всю нежность к себе, любимому, Быков обратил и на Пастернака, и перед нами действительно — книга с двойным посылом: «Безделья он не выносил и считал его самым антитворческим занятием. Что делать — давать ли уроки, готовиться ли к экзамену, — неважно: мысль начинала работать, когда ее ставили в предельно жесткие условия, почти не оставляя времени на главное», — пишет о Пастернаке трудоголик Быков. Таких «автохарактеристик» в книге — пруд пруди: «Проза и поэзия в мире Пастернака с самого начала шли бок о бок, и в них странно сочетались две его главные черты — рациональность и хаос, упорядоченность и порывистость», «он писал много и как будто без усилий» и так далее. Быков не только Пастернака измеряет собой, но и других героев: «Ивинская до конца дней вызывала недоверие у всех, кто высшей добродетелью считал принципиальность, а страшнейшим грехом — легкость».

Есть у Быкова основополагающая черта, которую иногда называют развязностью и фамильярностью, но я бы выбрала позитивные эпитеты: раскованность, отсутствие пиетета. К примеру, отслеживает Быков перипетии отношений Пастернака с Ольгой Фрейденберг и добирается до холодного письма к Ольге («Разве я так самоуверенно лезу на интимность?» — вопрошает ее Пастернак). На этом месте Быков вдруг совершенно по-свойски обращается к аудитории: «Учитесь, молодые люди, держать дистанцию!». Или так: «Всего и понадобилось — в великое время влюбиться в замечательную девушку; рекомендуем этот образ действий всем, кто задумает повторить чудо «Сестры» и за год превратиться в ведущего русского лирика». Попробуйте вообразить такой пассаж у Лосева!

Быков как будто боится даже на секунду отпустить читательское внимание, он нас все время подзуживает, дергает. Иногда столь резко перепрыгивает с одного предмета на другой, что берет оторопь: «Пастернак стал у нее лечиться: с зубами вечно были проблемы. Однажды Женя отважилась показать ему свои…». Уф, нет, не зубы, оказывается, а стихи. А ведь именно «зубы» возникают в голове прежде, чем взгляд успел зацепиться за следующее слово.

Но это что, Быков может еще круче. Вот цитирует он Пастернака, и в середину большой цитаты врывается с ироническим (злой критик сказал бы — хамским) комментарием. Выглядит это так:

«…Смрад лавра и китайских,

Что был нудней, чем рифмы эти,

(что, заметим, непросто. — Д. Б.)

И, стоя в воздухе верстой,

Как бы бурчал…» и так далее.

На критические оценки Быков вообще не скупится: «случались куски слабые, декларативные и неловкие», «лексическая широта оборачивается разноголосицей, оскорбляющей слух». И не только в отношении Пастернака: «…расчетливая игра в загадочность и эксплуатация собственной манеры, чем — не станем скрывать — Ахматова грешила в шестидесятые».

Быков даже не отстаивает право на равенство с классиками, оно у него есть каким-то совершенно естественным образом, причем без намека на снобизм. Если бы он занял почтительно-«объективную» позицию, как Лев Лосев в отношении Бродского, книги бы вообще не было. Да и вообще, может ли человек быть объективным? В позиции Лосева больше гордыни, чем в оголтелом вроде бы субъективизме Быкова. Результат: у Лосева — сухой путеводитель по Бродскому (называли даже «учебником»). У Быкова — спорный, но живой образ Пастернака, и 900-страничная книга, оторваться от которой затруднительно.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |