Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 10 (435) от 13.03.2008

 

Украдут ли у Михайлова победу? (Владимир ЕФИМОВ)

Внимание: нас подслушивают! (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ По материалам экспертов)

Аксененко обвиняется в получении взятки (Владимир ЕФИМОВ)

День губернаторских откровений (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Должники и рост пенсий (Ксения БАТУЗОВА)

Выборы состоялись. Выбор – впереди (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Мэрский прецедент (Григорий ГРИШИН)

Академик Сергей СЕМЕНОВ: «Крестьянину и селу – государственную безопасность» (еседовал Владимир ЕФИМОВ)

В отчетах – «гладкие» перевозки (Владимир ЕФИМОВ)

Владимир Осовин: «Пьяных за рулем стало меньше» (Записала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Алмазы под бульдозером (Наталья ЛЕВЕНЕЦ Москва–Саратов)

Новая Иоланта (Ксения БАТУЗОВА)

Весеннее кототворчество (Екатерина БОГДАНОВА)

Если бы парни всей земли… (Ксения БАТУЗОВА)

Кукольная жизнь (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Угол Зрения

Семья как ячейка гражданского общества

Размышления после научно-практической конференции «Семейные ценности в современной России»

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ « Солидарность»

С точки зрения любой религиозной доктрины, люди в совокупности представляют собой «народ Божий». Народ Божий должен населять планету Земля постоянно, и поэтому в народе должны образовываться семьи и рождаться дети. Если рождаются дети, то встает задача их материального обеспечения и воспитания достойными членами общества.

Если задача воспитания детей в полноценных членов общества представляет интерес для государства, то оно обязано выделить необходимые ресурсы и обеспечить ими каждую семью, чтобы она могла реально воспитать полноценного члена общества. Для этого, на мой взгляд, государство обязано обеспечить семье материальный достаток не ниже прожиточного минимума на каждого ребенка.

К сожалению, складывается впечатление, что сама семья и воспитание детей в ней представляют для нашего государства десятистепенный интерес. Особой опасностью для увеличения рождаемости в семьях является то обстоятельство, что Россия, по сути, является сырьевым государством, а поэтому объективно стремится к сокращению численности проживающего на своей территории населения.

Главная же проблема, стоящая перед обществом, заключается в том, что сегодня средняя российская семья объективно не воспитывает честного, добросовестного и нравственного гражданина.

Цель воспитания детей в любой семье – подготовить их к самостоятельной жизни, то есть привить им навыки быть конкурентоспособными, умеющими приспосабливаться к быстро меняющимся в их жизни обстоятельствам.

Чтобы подготовить детей к острой и постоянной борьбе за свое место в обществе, родители обязаны дать им честное, нравственно и прагматичное отношение к трем основополагающим ценностям любого общества. Это отношение к власти, к богатству и к другому человеку-конкуренту рядом.

И здесь мы встречаемся с очень серьезной проблемой. В основе нашей русской семейной культуры лежат христианские представления об этих ценностях, которые были сформулированы Иисусом Христом в оставленных нам заповедях.

Согласно евангельскому повествованию, уча о власти, Господь сказал ученикам, что человек, если он хочет возвыситься над другими, должен сам себя добровольно унизить. Первый должен добровольно стать последним. Это означает, что чем выше чиновник занимает должность, тем меньше заботы по сравнению с другими о себе он должен требовать и, естественно, получать. Любой представитель власти должен быть слугой народа, даже самого последнего бомжа – в прямом и переносном смысле.

Говоря о богатстве, Господь сказал своим ученикам о нуждаемости, как критерии обеспечения человека богатством. Человек не должен ни в чем нуждаться. Ни в чем. Это бесспорно. Но все, чем сверх нуждаемости владеет человек, есть тяжкий грех стяжательства. И поэтому излишки сверх нуждаемости христианин должен раздать другим нуждающимся.

Говоря об отношении к другому человеку, Господь дал заповедь любить друг друга. Возлюби ближнего своего, как самого себя. И даже более этого: если ближний твой просит у тебя одну рубашку, то отдай ему две, а если требует идти с ним одно поприще, то иди с ним два.

А теперь зададим себе вопрос: способна ли русская христианская семья воспитывать своих детей в духе этих ценностей и, что особенно важно, смогли бы воспитанные в этих нравственных установках дети добиться личного успеха в нашем неоднозначном обществе?

На мой взгляд, очевидно, что нет. В обществе господствуют совсем иные ценности и совсем иная нравственность, которая лицемерно выдается за христианскую мораль. В нашем современном обществе реальный шанс сделать успешную карьеру имеет только человек, для которого нет этих нравственных барьеров, который стремиться властвовать и обогащаться любыми путями, для которого забота о других людях не более чем попутная задача.

Родители в наших христианских семьях обо всем этом хорошо знают. Следовательно, христианские этические ценности лицемерно декларируются, но не востребованы повседневной практикой. Чтобы сделать своих детей конкурентоспособными в мире, родители объективно вынуждены учить своих детей лицемерить и приспосабливаться к жестокой действительности, то есть внушать детям, что они должны: не все, что думают, говорить; не все, что считают правильным, делать.

Такое массовое воспитание прагматичного лицемерия имеет для российского общества самые катастрофические последствия. Молодые люди, воспитанные в ханжестве и лицемерии, охотно начинают воровать и брать взятки при каждом удобном случае. Нравственно они к этому падению уже готовы с детства.

Самое трудное заключается в осознании факта, что в обществе нет серьезных сил, которые бы взяли на себя всю ответственность за воспитание детей в семьях в соответствии с христианскими принципами без ханжества и лицемерия, а, главное, сами бы были готовы стать образцами такого поведения.

Если наше общество не решит этой злободневной задачи, то оно никогда не сможет не то что победить, а даже сделать приемлемым уровень воровства и коррупции.

Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть и попытаться найти на него ответ: а какой молодой человек, с точки зрения фундаментальных интересов государства, должен воспитываться в семье родителями – свободный гражданин или подданный своего государства?

Сегодня в России, на мой взгляд, государство может стимулировать только одно из указанных выше направлений семейного воспитания. Заинтересована ли сегодня высшая политическая элита России в том, чтобы российская семья была нацелена воспитывать из своего ребенка свободного гражданина, имеющего собственное достоинство, ценящего свободу и дорожащего предоставленными ему правами человека? Желает ли наша бюрократия поддерживать семью, в недрах которой неизбежно возникает и господствует атмосфера гражданской ответственности? Можем ли мы сегодня ответить утвердительно: да, заинтересованы. Я в этом сомневаюсь.

Особенность такой средней семьи, на мой взгляд, заключается в том, что все ее члены объективно стремятся повысить свою конкурентоспособность, заботятся о профессиональном и духовном росте, не уклоняются от участия в обсуждении хотя бы самых малых проблем местного значения и пытаются посильными средствами влиять на деятельность органов местного самоуправления.

Такой семье важна в обществе среда политической и экономической конкуренции, свободное обсуждение всех проблем, и особенно на муниципальном уровне, постоянное получение все новой и новой информации, возможность сравнивать, оценивать рассуждать и строить планы на будущее.

Если обществу нужна такая семья и такое воспитание, то необходимо признать особенно важным фактором воспитания гражданской ответственности постоянное вовлечение членов семьи в решение местных проблем через предоставление свободной и полной информации о местном муниципальном бюджете, его рациональности и эффективности. В таком случае государственная власть должна быть объективно заинтересована в том, чтобы местная муниципальная власть реально отчитывалась о своей деятельности перед жителями, чтобы она открыто оценивала деятельность каждого муниципального ведомства, муниципального предприятия, публиковала подробный до рубля отчет о расходовании муниципального бюджета. Пока подвижек в этом направлении со стороны государства я не вижу.

Если государство будет двигаться в этом направлении, то члены семьи получат реальную возможность чувствовать себя свободными людьми, обладающими собственным достоинством и честью, поскольку могут свободно обсуждать результаты политической и социально-экономической деятельности, начиная от главы города и муниципальной администрации до президента. А самое главное, члены такой семьи неизбежно осознают важность групповых интересов и необходимость объединять свои усилия с другими такими же свободными людьми для их совместного отстаивания.

Такая семья осознанно отвергнет алкоголизм и наркотики, очень легко станет семьей абсолютной трезвости (и мы имеем уже такие примеры: мормонская и старообрядческая семьи) и выберет здоровый, полноценный образ жизни. Трезвенническая семья обязательно будет многодетной и спортивной. Естественно, что такая семья будет заботиться об укреплении светского характера государства и гражданского общества.

Однако наше государство и высшая политическая элита России, на мой взгляд, ориентированы поддерживать такую среднюю семью, где воспитание детей покоится на базовых средневековых ценностях, в которой ее члены не испытывают потребности чувствовать себя свободными людьми, где им прививается потребность чувствовать себя частичками, колесиками или атомами некоей великой людской общности объединенной великой территорией под названием Российская империя. Другими словами, пока имеется, на мой взгляд, государственный социальный заказ на воспитание в семьях «маленького человека», от которого ничего не зависит. Особенность такой средней семьи заключается в том, что в ней, как правило, востребованы простые готовые оценки общественной и экономической жизни. Членам такой семьи не нужны свободная дискуссия, честная конкуренция в экономике и политике. Дети, выросшие в такой семье, выше демократических ценят идеалы соборности, полностью ориентированы на существующую власть и все надежды связывают с сильным и даже суровым вождем, как бы он ни назывался: государь или президент. Члены такой семьи, как правило, не уверены, что смогут найти в суровом мире свое место и сохранить его в конкурентной борьбе. Они не хотят и боятся свободной политической и экономической конкуренции. Они охотно верят в козни злобного Запада и требует от власти порядка, под которым понимают гарантированное право на минимальную государственную социальную поддержку и возможность не думать о будущем. Почти неизбежным спутником такой семьи становится алкоголизация и наркоманизация.

Нет сомнения, что члены такой консервативной семьи никогда не будут требовать от муниципальных властей отчета о своей работе и прозрачности городского бюджета. Участие в решении общественных интересов им заменяет, на радость коррумпированной бюрократии, льющееся широкой рекой спиртное и низкопробная культура телешоу типа «Комеди-клаб».

Средняя российская семья сегодня характерна тем, что она никогда не была нацелена на воспитание свободного, конкурентоспособного молодого человека, что в ней отсутствуют традиции активного участия в решении местных вопросов, контроля над деятельностью местной муниципальной администрации. Так, например, все мы видим, как сегодня наши средние российские семьи демонстрируют абсолютную неспособность объединиться даже для защиты своих повседневных интересов при реализации жилищно-коммунальной реформы.

Но именно эти консервативные ценности сегодня власть предержащая бюрократия не только поддерживает, но и насаждает. С этой точки зрения введение в школах преподавания основ православной культуры всего лишь дополнительный стимул для повсеместного воспитания молодого человека, фанатично преданного неким высшим российским имперским идеалам, способного ради этих идеалов добровольно отказаться от прав и свобод человека, принести как себя, так и других в жертву во славу могущества государства и имперского величия.

Какая из этих двух возможных типов средней русской семьи станет социальной базой для нашего общества, зависит от нас. И только от нас. От того, кого мы будем воспитывать в семьях, зависит и будущее нашего государства, и будущее нашей Родины – России. Станет ли Россия свободным, демократическим, правовым государством, основная цель которого обеспечить процветание каждого проживающего в нем человека. Или она станет Великой Сырьевой Империей, где подданным отведена жалкая роль полунищих вечно пьяных иждивенцев и неисчерпаемого пушечного мяса.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |