Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 44 (558) от 23.12.2010

 

… Как зеркало русской революции (Александр СВЕШНИКОВ)

В новый год вместе с цифрами ((www.правительство.рф))

Дорогие читатели газеты «Богатей»! (Александр СВЕШНИКОВ)

Свободу Лысенко!

В защиту Ходорковского и Лебедева (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Все Дома»: контроль в сфере ЖКХ (Денис ФРОЛКИН)

Им не фиолетово (Татьяна РАЙС)

Предрождественские шалости (Ксения БАТУЗОВА)

«Патриотов Саратова» стало больше (Наталья МАКСИМОВА)

Журналистика и блогосфера: пути сближения (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Путин – лжец! (Борис НЕМЦОВ (www.echo.msk.ru), Владимир РЫЖКОВ (www.echo.msk.ru), Владимир МИЛОВ (www.grani.ru))

Спорт будет, и не только в праздники (Виктория САТЧЕНКО)

Энгельс митингующий (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Территория качественного шопинга (Татьяна РАЗЖИМАЛИНА)

Беспредел в ЖКХ (И.В. ЯСЬКО)

Общество и распределение (В.Я. МАЧ)

А дерево ли убийца? (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

«Воруй, воруй, Россия…» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

ВВП в «Апельсинах» (Екатерина БОГДАНОВА)

Ярмарки краски... (Светлана ТЕНЕТКО)

«Проповедь» от Мамонова (Лана СОКОЛОВА)

«Тихий свет Рождества» (Пресс-служба музея Н.Г. Чернышевского)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Книжная Полка

Трактат о продаже души

Юрий ЕПАНЧИН

О книге: Бодрийяр Ж. «Общество потребления» М., 2006

Эта книга появилась во Франции в 1970 году. В то время в Советском Союзе об «обществе потребления» мечтали как о манне небесной лишь наиболее продвинутые западники. Но постепенно культ джинсов, кроссовок, непонятной (а потому особенно привлекательной) западной музыки подчинил себе души молодых людей. Среди них проходило своего рода антисоциалистическое соревнование: чья «фирма круче»? Теперь от обилия лейблов и рекламных щитов рябит в глазах. Прибавилось ли счастья?

Жан Бодрийяр писал свое «Общество потребления» на волне эйфории роста благосостояния, когда такие вещи, как телевизор, холодильник, стиральная машина, автомобиль стали доступны для подавляющего большинства населения. Обилие товаров на любой вкус, громадные супермаркеты, в которых полки ломились от многообразных продуктов в ярких упаковках, казалось, говорили: вот он, земной рай, вот он наступил. Торговые комплексы разрослись до размеров целых городов. В них можно купить все: от шнурков для ботинок до видеокассеты с новейшим фильмом. Тут же можно пообедать в ресторане, посмотреть книжные новинки, полистать свежую газету, послушать любимую музыку. Лозунг только один: всякое желание должно быть немедленно удовлетворено.

Но, как показывает Бодрийяр, такое положение – только на поверхности. «Общество всеобщего изобилия», оказывается, вовсе не ликвидирует неравенство. Наоборот, оно его структурирует в невиданных ранее размерах. Все люди оказываются включенными в бесконечную гонку за повышение или даже подтверждение своих статусных ролей. И критерием здесь оказывается престижное потребление. Важно не только, есть у тебя автомобиль или нет, но и то, какой он марки, куплено ли платье в бутике или заказано у модного кутюрье, пахнет ли от тебя дорогим парфюмом или дешевым одеколоном. Поразительно, но в обществе потребления наиболее престижным богатством становится доступ к чистой воде и чистому воздуху, возможность наслаждаться тишиной. В обществе потребления не приветствуется прямое насилие, но каждый человек, в качестве потребителя, находится под мощнейшим прессом телевидения и вездесущей рекламы, которые контролируют все: от причесок до политических взглядов, от предпочтительной марки шампуня до манеры выражать свои мысли. И людям просто не остается времени для того, чтобы поразмыслить и отвлечься от обрушивающегося на них потока информации. Как отмечает Ж. Бодрийяр, «массовые коммуникации дают нам не действительность, а головокружение от действительности».

Автор классического трактата об обществе потребления показывает, что новейшая эпоха вывернула наизнанку весь прежде устойчивый и понятный мир, превратила пороки в добродетели, заставила людей смириться с абсурдностью существования. «Происходит деградация коллективной среды обитания вследствие экономической деятельности: шум, загрязнение воздуха и воды, разрушение ландшафта, нанесение ущерба жилым районам вследствие строительства новых объектов (аэропортов, автодорог и т. д.). Автомобильное нагромождение имеет тяжелейшие последствия в технической, психологической, гуманитарной областях; но какое это имеет значение, если необходимое инфраструктурное оборудование, дополнительные издержки на бензин, издержки на уход за пострадавшими и т. д. – все это будет, вопреки всему, подсчитано как потребление, то есть станет под прикрытием валового национального продукта и различных статистик показателем роста и богатства!»

Бодрийяр в отношении общества потребления стоит не на апологетической, а на критической точке зрения, «согласно которой система живет структурным неравновесием и нищетой, а ее логика не конъюнктурно, а структурно в целом амбивалентна: система поддерживается, только производя богатство и бедность, производя столько же неудовлетворения, сколько и удовлетворения, столько же вреда, сколько и прогресса. Ее единственная логика заключается в самосохранении, и в этом смысле ее стратегия состоит в удержании человеческого общества в неустойчивом положении, в постоянном дефиците. Известно, что система традиционно и мощно помогает себе войной, чтобы выжить и восстановиться. Сегодня механизмы и функции войны интегрированы в экономическую систему и в механизмы повседневной жизни».

Французский философ четко формулирует причину повальной погони за модой, охватившей «развитые страны». Он видит ее в институализации новой религии потребления: «Монополистическая индустриальная концентрация, уничтожая реальные различия между людьми, делает однообразными личности и продукты и одновременно освящает царство дифференциации. Это почти как в религиозных и социальных движениях: именно вследствие оттока их первичного импульса устанавливаются церкви и институты. Здесь также вследствие утраты различий устанавливается культ различия».

Для новой религии выбран и объект поклонения. В отличие от классических религиозных культов, сосредоточенных на спасении души, общество потребления культивирует поклонение телу. «Его «новое открытие» после тысячелетней эры пуританства, произошедшее под знаком физического и сексуального освобождения, его вездесущность в рекламе, в моде, массовой культуре; гигиенический, диетический, терапевтический культ, которым его окружают, навязчивость молодости, элегантности, мужественности или женственности, ухода, режимов, жертвенных занятий, которые с ним связаны, миф Удовольствия, который его окутывает, – все сегодня свидетельствует, что тело стало объектом спасения. Оно буквально заменило собой душу в этой моральной и идеологической функции».

Жан Бодрийяр, воспитанный в секуляризированных традициях, вынужден прийти к неутешительному выводу: «Нужно предположить, что целое общество, «анонимное общество», общество с ограниченной ответственностью заключило контракт с Дьяволом, продало ему все трансцендентное, всю финальность за изобилие и теперь страдает от отсутствия целей». Слугами дьявола выступают могучие монополии, чья «щупальцевидная суперструктура далеко превосходит простую функциональность социальных отношений, становясь «философией», системой ценностей нашего технократического общества».

Книгу Ж. Бодрийяра «Общество потребления» можно приобрести в магазине «Оксюморон» (проспект Кирова, 52)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |