Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 21 (535) от 03.06.2010

 

В. И. Комаров: «Действия администрации мне непонятны» (Елена ТАЛПЭУ)

Партия радикалов учредила «Красный Фронт» (Юрии ЧЕРНЫШОВ)

Каждому – свое (Ксения БАТУЗОВА)

Максим Дунаевский: обо всем откровенно (Светлана ТЕНЕТКО)

Десять лет с пользой (Анатолий СВЕТИКОВ)

Мошенники изобличены, но пока не наказаны (Илья МАКСИМОВ)

Собственники держатся за «Россию»

Авария на Соколовой горе (Яков КОЧКАРЕВ)

Против антинародного закона (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Поруганная Конституция (Елена ТАЛПЭУ)

Не согласен – пособник (Вера ХОЛМОГОРОВА (www.vedomosti.ru))

Прокурору Саратовской области Степанову В.Н. Главе МО «Город Саратов» Грищенко О.В. (А.П. ЖУРБИН)

Поддержана любимая тема президента (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Размышления о Боге (Виктор БИРЮЛИН)

А.Н. Епифанов и саратовцы в Туркмении (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Самокат» увозит в детство (Лана СОКОЛОВА)

«Рожден, чтобы играть» (Илья СВЕШНИКОВ)

«Радужные» виды страны восходящего солнца (Екатерина БОГДАНОВА)

Разговор поколений в черно-белом варианте (Ольга ПРОКОФЬЕВА)

Медведев в объятьях «Единой России» (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Стремления и обретения Лазаря Гадаева

Александр ДАВИДЕНКО

(Окончание. Начало в № 20 (254) от 27.05.2010 г.)

Пристальное внимание к экспрессии недообработанного материала стали проявлять еще в Х1Х веке члены группы «ломбардская скапильятура» (от scapigliati – растрепанный), например, Дж. Гранди (смотри «Маршал Ней 1870-е гг.»). Правда, целью их была особая живописность пластической экспрессии, а не упрощение форм. Динамический характер лепки, своеобразный скульптурный импрессионизм исповедует выросший на идеях скапильятуры М. Россо, предложивший свою «текучую» форму (смотри «Портрет Иветт Гильбер. 1894 г.»). М. Россо оказал влияние на скульпторов новой волны: А. Мартини, М. Марини, Дж. Манцу и других (творчество первого из них, по признанию Л. Гадаева, было ему особенно близко). Фактура материала не интересовала Л. Гадаева сама по себе, но лишь как возможность усиления пластической выразительности, способствующей выявлению как чисто художественных качеств, так и этических посылов. Наиболее ярко это реализовано в цикле «Страстной путь. 2000-е гг.». Здесь явно присутствует конструктивное начало. Мы видим не отображение движения как процесса, а лишь вычленение его особой фазы, представленной в виде выразительного жеста. Поэтому взаимодействие отдельного объекта, или композиции в целом, с окружающим пространством носит (чаще всего) характер «предстояния».

В отличие от концепции М. Россо, стремившегося «забыть материю», Л. Гадаев, напротив, подчеркивает материальность форм, стремиться выявить ее изначальную, архаическую природу. Эта формовка объемов гранящими плоскостями, «осыпающимися» и громоздящимися друг над другом, подобно неровным уступам скал, особенно выразительна именно в мелкой пластике, т. к. позволяет почувствовать эту мощь, находясь вблизи скульптуры, практически осязая ее, почти тактильно воспринимая материал (этого не происходит при рассматривании крупных объектов с большого расстояния). В цикле «Страстей» ряд работ отличаются тем, что пластическая выразительность подчинена сюжетной повествовательности (вопрос донесения до зрителя содержания вполне конкретных Евангельских эпизодов). Где-то она проявляется сильнее («Сцена с С. Киринеяниным», «Встреча с женщинами Иерусалима» и др.), отчего снижается эффект непосредственного впечатления, а где-то она почти не заметна («Вероника», «Встреча с матерью», «Распятие» и др.). Сочетание лаконизма формы, дающего острую пластическую характеристику, с открыто выражаемой человеческой эмоцией (а вот здесь скульптору часто приходится прибегать к уточняющей детализации, вступающей в противоречие с лаконизмом), осуществляется в двух принципиально разных по характеру выявления эмоционального состояния подходах:

– «непосредственный показ», характерным примером которого является уже упоминавшийся «Грустный мальчик»;

– «рассказ», нашедший свое воплощение в скульптуре «Мольба. 1991 г.».

В этой очень искренней скульптуре использована довольно прямолинейная метафора духовного вознесения возносящего молитву, потребовавшая дополнительных «описательных» подробностей иллюстративного характера. В этом смысле более выразителен, хотя «закрыт» для простого считывания, «Коста-глашатай. 1976 г.». Его голова с раскрытым в крике ртом, резко запрокинутая назад и обращенным к небу лицом, ниспадающая с плеч бурка, вздымающаяся сзади, словно два огромных крыла, – это образ человека, говорящего с Небом, соединяющего в себе и земное бремя, и духовное устремление. Л. Гадаева, как следует из показанного материала, интересовали эксперименты и К. Малевича. Это проявляется как в активной трехцветке «синий-зеленый-красный» силуэта («Фигура. 1990-е гг.») в графике, так и в силуэтном характере ряда его скульптур (например, «Фортуна. 1991г.»), которые характером условности форм очень напоминают образы-манекены К. Малевича (всевозможные «Фигуры» 1928–1932 годов). Впрочем, это лишь «местные» аналогии, но были и более близкие по материалу: Дж. Манцу (смотри его серию «Кардиналы. 1950 г.»), даже Э. Барлах («Смилуйтесь. 1919 г.» – в дереве), все это – образцы выявления выразительности в лаконизме.

Представленное на выставке не исчерпывается мелкой пластикой. Л. Гадаев и в графике скульптурен: рисующая линия не «вырезает» плоские формы, а ваяет начальные объемы, которые выявляются в еще большей степени при использовании широкого контура, создающего иллюзию тени от скульптурного объекта («Убогий», «Отдых» – обе 1996–1997 гг.). В работах тушью впечатление объемности усиливается растушевкой, накладываемой зонально, с разной интенсивностью, и играющей роль эквивалента светотеневой моделировки, грубо гранящей иллюзорное пространство («Сидящая», «Влюбленные», «Сидящий мальчик» – все 1996–1997 гг.).

Л. Гадаев ни в скульптуре, ни в графике не стремится полностью освободиться от привычной фигуративности, свести образ к абстрактному символу, он выбирает упрощение форм при сохранении традиционного жизнеподобия. Пожалуй, абстракция как презентационная форма чужда ему, о чем свидетельствуют вовсе не абстрактные «Абстрактные композиции 1–3. 1997 г.», представляющие собой объекты с вполне узнаваемыми прототипами, а также сухие, неорганичные, явно подражательные «Цветные абстракции. 1994 г.». Может быть, это покажется странным, но данная ситуация может быть определена как частный комментарий скульптурной группы – притчи «Бегущие. 1989 г.». Именно опасности, связанные с неустойчивостью при перемещении в пространстве, но и находящие разрешение в том же движении, становятся метафорой рисков освобождения от привычного, от безмятежной удовлетворенности, ведь «…трудно совместить свободу и устойчивость, стремление и обретение» (Л. Гадаев). Поиск новой выразительности, которая позволит решить проблему достижения идеала (по сути, утопичную в своей принципиальной нерешаемости), всегда был актуален для художника. Убедительный пример – Микеланджело, который, являя миру совершенные скульптуры, все-таки был озабочен проблемой формы, наилучшим образом выявляющей стремление к внутреннему совершенству через страдание и преодоление. Его скульптура «Пьета Ронданини» отражает не попытку получения окончательного решения, а бесконечный процесс поиска как таковой (он работал над ней с 1552 по 1564 год, т. е. лишь смерть остановила этот эксперимент «non finito»). На мой взгляд, и Лазарю Гадаеву в своем творчестве удалось счастливо соединить и постоянное стремление, и радость обретений.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |