Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 6 (608) от 16.02.2012

 

«Невинная девица», гнобящая малый бизнес (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Не дадим Жуликам и Ворам украсть голоса (Дмитрий КОННЫЧЕВ По поручение Координационного Совета СОИ, координатор Саратовского объединения избирателей)

Есть такая национальность: неприкасаемый преступник (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

По оплате за ЖКУ – на «горячую линию» (Министерство строительства и ЖКХ области)

Праздник своими руками (Ксения БАТУЗОВА По материалам отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Саратовской области)

Таран (Виктор ШЕНДЕРОВИЧ www.ej.ru 15 февраля 2012 г)

Открытое письмо кандидату на пост Президента РФ, председателю Правительства РФ В.В. Путину и председателю Центральной избирательной комиссии РФ В.Е. Чурову (Д.В. КОННЫЧЕВ, по поручению Координационного Совета СОИ, координатор Саратовского объединения избирателей)

Как нас могут обворовывать на выборах (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

«Ужас» – брэнд нашего «городка» (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Демократия в России (ru.wikipedia.org)

Что делать? (Кирилл БУКЕТОВ ИА «ИКД»)

О. Грищенко: «Cпасение «Саратовводоканала» в привлечении частных инвестиций» (www.saratovduma.ru)

Приступ амнезии: диагноз подтверждается (Виктория САТЧЕНКО)

Осторожно: «пластиковые» мошенники!!! (Информация предоставлена ГУ Банка России по Саратовской области)

Без вины виноватые? (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

Неспокойная душа (Виктор БИРЮЛИН)

Патент для определения правды (Пресс-служба СГУ)

Как обмануть полиграф (детектор лжи)? (www.rutvet.ru)

Четыре рояля на одной сцене (Светлана ТЕНЕТКО)

Подарки от М.П. Фомичевой (Александр Давиденко)

Павел Маскаев. Промежуточный итог (Александр Давиденко)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

«Дон Кихот» Ильи Богдеско

Лана СОКОЛОВА

«Счастливо будет то время, когда, наконец, увидят свет мои деяния, достойные быть (…) изображёнными на полотне на память грядущим поколениям».

Мигель де Сервантес, «Дон Кихот»

На протяжении полутора месяцев в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова проходила выставка работ народного художника СССР Ильи Трофимовича Богдеско «Рыцарь гравюры». Выставка была организована благодаря инициативе большого любителя графики и книжной иллюстрации, члена Общероссийской общественной организации «Ассоциации Искусствоведов» и коллекционера Владимира Беликова (г. Москва).

Перефразируя слова самого художника, можно сказать, что выставка закончилась, а восторг остался. И это действительно так. На выставке, занявшей два небольших зала, представлены около семидесяти работ мастера гравюры. Три больших блока составили иллюстрации Богдеско к романам Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот», Джонатана Свифта «Приключения Гулливера» и «Похвале глупости» Эразма Роттредамского.

Кто из нас в детстве не любил книжек с картинками? Не знаю как вам, а мне такие книжки очень нравились. Помню, была у меня довольно увесистая книга избранных произведений Пушкина с черно-белой графикой. Имя художника, конечно, не запомнилось, но вот рисунки к «Онегину» до сих пор остались в памяти. Почему-то запомнилось, что классика, и «программная» русская, и зарубежная, была с графическими иллюстрациями.

Мне кажется, что иллюстрирование классики – дело совершенно особенное и сложное. Ведь представляя читателям произведения, прошедшие «проверку временем» и вошедшие в золотой фонд мировой литературы, художник должен в какой-то мере и сам встать вровень с авторами, с произведениями которых он работает. А это требует не только высочайшего профессионализма и редкостной фантазии – в сотый или даже тысячный раз изобразить известных всем персонажей так, чтобы они были и узнаваемы, и не повторяли своих «предшественников». При этом художник должен обладать еще и некоей особой силой духа, возвышающей его над сиюминутным и дающей почувствовать «дрожание вечности» на кончике пера или резца. Всеми этими качествами, несомненно, обладал график Илья Богдеско, чьи иллюстрации к Достоевскому и Гоголю, Сервантесу и Эразму Роттердамскому, Пушкину и Свифту, Куперу и Буссенару привили хороший вкус, наверное, не одному поколению читателей.

Илья Трофимович Богдеско (1923–2010) родился в молдавском селе Ботушаны. В 1951 г. закончил факультет книжной графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Долгие годы работал в Молдавии, с 1961 г. был главным художником издательства «Картя Молдовеняскэ». В 1964 году Богдеско было присвоено звание народного художника СССР. В 1966 году он был удостоен Государственной премии Молдавской ССР, награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. С 1984 года Илья Богдеско – действительный член Академии художеств. Так случилось, что мастер гравюры не только побывал в нашем городе, но и некоторое время преподавал в Саратовском художественном училище, о чем, вероятно, еще помнят местные художники старшего поколения.

Одна из самых известных работ И. Богдеско восьмидесятых годов – иллюстрации к «Путешествиям Гулливера» Джонатана Свифта, выполненные в технике гравюры резцом на металле. Эта техника была широко распространена во времена Свифта, и ее использование, вместе с очень подробной проработкой деталей, по замыслу Ильи Трофимовича, придавало книге особую историческую достоверность и «капитальность». За эту работу на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» в 1980 г. Богдеско был удостоен диплома имени Ивана Федорова. Несколько десятков книг «Гулливера» с оригиналами иллюстраций находятся в фондах редкой книги крупнейших библиотек страны.

Десяток офортов к «Гулливеру» вошли и в экспозицию выставки «Рыцарь гравюры». Наряду с офортами, изображающими некоторые сцены из самого романа - «Фрейлины и Гулливер» (Гулливер у великанов), «Гулливер потягивается» (Гулливер в стране лилипутов), «Гуингм», нельзя пройти мимо двух небольших морских пейзажей-заставок – «У моря» и «Парус». Удивляешься и восхищаешься тем, как обычными, казалось бы, штрихами художник передает состояние и настроение природы и воды. А если вспомнить, что перед нами результат работы по металлу, и представить кропотливость работы, то терпению мастера остается только поклониться.

И все же большая часть офортов Богдеско на выставке отдана «Дон Кихоту». Роман испанца Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», задуманный как сатира на рыцарские романы, перерос замысел создателя и стал глубоким исследованием человеческой природы. Считается, что по числу тиражей «Дон Кихот» уступает разве что только Библии. Подводя итоги прошедшего тысячелетия, авторитетное жюри Нобелевского комитета из ста лучших писателей пятидесяти четырех стран в определении главного произведения мировой литературы были единодушны в признании «книгой всех времен и народов» именно «Дон Кихота» Сервантеса, о котором Достоевский говорил: «На Страшном суде люди смогут оправдаться перед Господом Богом, предъявив одну эту книгу».

Рыцарь Печального Образа и его верный оруженосец Санчо Панса давно уже стали «вечными спутниками» человечества, образами-мифами, символами Испании, которые прижились как имена нарицательные почти во всех культурах. Роман иллюстрировался множество раз: Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Уильям Хогарт, Жан Гранвиль, – каждый из них применял свои изобразительные приёмы к миру Сервантеса. И все же работы мастера книжной графики Ильи Богдеско кажутся одним из самых точных и убедительных воплощений трагедии Дон Кихота и донкихотства.

Работа над «Дон Кихотом» стала последней для художника и своего рода личным донкихотством. Дело в том, что заказ на иллюстрации к роману Сервантеса от молдавского издательства «Картя Молдовенеску» Илья Богдеско получил в конце восьмидесятых. Все мы знаем что случилось потом – распад Союза, всевозможные политические и социальные катаклизмы… Вероятно, всем было уже не до Сервантеса, и заказ стал не актуален. И все же происходящее не остановило художника, продолжавшего работать над книгой.

25 лет Богдеско создавал своего Рыцаря Печального Образа и его верного оруженосца. Что это: «борьба с ветряными мельницами» или фанатичная преданность своему делу, или…? К сожалению, он так и не увидел книгу с этими иллюстрациями, Илья Богдеско скончался в марте 2010 года. Работа Мастера получила достойное завершение, и бессмертная классика испанского писателя, выпущенная издательством «Вита Нова» тиражом 1200 экземпляров, пережила очередное рождение и предстала перед ценителями в однотомном издании в обрамлении 37-ми изящных гравюр. (Причем 70 экземпляров (с номерами 1–70) содержат один оригинальный офорт Ильи Богдеско, помещенный в особую папку).

Мы же могли увидеть почти все эти гравюры в музейной экспозиции. Рыцарь Печального Образа на них – худой и трогательный, с проникновенным взглядом, порой кажущийся совсем беззащитным, но сильный духом. Работы Богдеско, как и его герои, вне времени, их нельзя назвать современными или старомодными, как их автора, впрочем, как и сам роман о «хитроумном идальго», который иллюстрировался, инсценировался и экранизировался множество раз. И все же, мне кажется, прочтение трагедии «Дон Кихота» Ильей Богдеско, наверное, одно из самых точных и убедительных.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |