| К свежему номеру |
Тайны саратовского бюджета
К публичным слушаниям о расходовании городских средств
А.Д. НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»
Думается, что нет необходимости объяснять, как важно и принципиально для каждого жителя города Саратова достоверно знать, исходя из каких принципов, приоритетов и непредвиденных насущных потребностей формируется очередной муниципальный бюджет города Саратова, чтобы иметь возможность лично оценить, как экономно, рационально и эффективно городскими депутатами планируется расходовать городской бюджет, который формируется из уплачиваемых нами налогов.
Очевидно, что только когда нет тайн вокруг городского бюджета, когда городской бюджет полностью открыт и прозрачен, можно говорить о реальном местном самоуправлении. В противном случае, как нами уже не раз отмечалось, местное самоуправление не более чем блеф.
Неслучайно в тех цивилизованных странах, где действует реальное местное самоуправление, где жителями управляют непосредственно избранные ими в ходе честных и прозрачных выборов полномочные депутаты, вопрос об открытости бюджета даже не стоит. Полностью открытый и прозрачный муниципальный бюджет явление там само собой разумеющееся. Заявки на получение денежных средств из муниципального бюджета, точно так же, как и отчеты об исполнении бюджета, настолько полны и подробны, что они исключают саму возможность воровства или нецелевого использования бюджетных денег.
Именно поэтому в депутаты муниципальных органов в демократических открытых обществах не рвутся предприниматели, а сращивание и переплетение муниципальной власти и собственности, этот благотворный неиссякаемый источник воровства и коррупции, там просто невозможны.
К сожалению, как показывает опыт, так же открыто, подробно и прозрачно формировать бюджет наши городские думские депутаты почему-то не желают.
Открытое формирование бюджета не только дает возможность жителям города видеть, на что собираются городские депутаты потратить их деньги, но и является важным антикоррупционным механизмом, препятствующим закладывать в бюджет таких расходов, которые предполагают злоупотребление служебным положением, а то и скрытое, а иногда и открытое воровство.
3 октября 2011 года в спецвыпуске № 99 (763) газеты « Саратовская панорама» опубликован для всенародного обсуждения на публичных слушаниях, назначенных на 3 ноября 2011 года, проект городского бюджета на 2012 год.
К сожалению, порочная практика продолжается: наши городские депутаты сделали все от них зависящее, чтобы снова реальный проект бюджета был закрыт от жителей города, чтобы никто из жителей города не получил возможности повлиять на святая святых – на процедуру формирования городского бюджета.
Именно на стадии формирования городского бюджета и возникают, работают и видоизменяются лоббистские, коррупционные и иногда даже воровские связи. За лоббирование интересов муниципальных ведомств и олигархических групп обговариваются откаты и вознаграждения в иных формах. Идут активные торги, компромиссы и соглашения. И допущенные к берегу бюджетной реки счастливцы – городские депутаты – пьют взахлеб, как некогда образно выразился депутат облдумы Л.А. Писной, воду из этой щедрой, но лимитированной денежной реки. Тут, как говорится, уже не до жителей города и их интересов.
Поражена ли городская дума коррупцией и насколько поражена – я предоставляю право судить читателям. Однако не могу удержаться, чтобы не задать вам, уважаемые читатели, вопрос: неужели неуемная алчность и клановая приверженность, выражающиеся в антидемократической, закрытой и непрозрачной процедуре формирования проекта бюджета на 2012 год, у наших городских депутатов выше понятий чести, совести и долга перед избирателями? Неужели депутатам-единороссам, составляющим подавляющее большинство городской думы, не стыдно за сокрытие бюджета?
Поэтому, по моему мнению, необходимо на публичных слушаниях принять следующие рекомендации:
1. Участники публичных слушаний по проекту бюджета МО «Город Саратов» на 2012 год отмечают, что при подготовке публичных слушаний не были в полной мере соблюдены возможности действующего законодательства и положения Устава города Саратова, обеспечивающие гласность и прозрачность бюджетного процесса. Реальный проект бюджета МО «Город Саратов» полностью скрыт от жителей города, и нет никаких гарантий, что при его составлении определяющими были интересы жителей города Саратова, а не коррупционные и клановые интересы, связанные с разворовыванием и растратой бюджетных денег.
Из опубликованного проекта бюджета невозможно даже сделать вывод, является ли предлагаемый бюджет проектом развития или поддерживающим бюджетом.
Невозможно сделать вывод, какие бюджетные приоритеты сделаны в бюджетной политике города Саратова на 2012 год, на какие цели были увеличены бюджетные ассигнования, а на какие цели они сокращены, а также предусматривает ли городской бюджет дальнейший рост социального расслоения среди муниципальных служащих и работников в связи с ростом разницы между оплатой труда и социальных выплат высших муниципальных чиновников и рядовых муниципальных работников.
Этот проект бюджета составлен в системе минфиновской классификации и по этой причине практически недоступен для понимания жителям города Саратова, а следовательно, не вовлекает жителей города в процесс управления финансами города Саратова, не обеспечивает возможность проведения компетентной общественной дискуссии по проекту бюджета среди жителей города и общественных и политических организаций по вопросам выбора приоритетов, об эффективности городских расходов и по другим важным направлениям формирования проекта бюджета.
В связи с этим рекомендовать депутатам Саратовской городской думы разработать новое Положение о бюджетном процессе в городе Саратове, предусмотрев в нем:
а) составление проекта бюджета и отчета об исполнение бюджета в двух вариантах:
– в минфиновской классификации по ныне действующему образцу для отчета перед Минфином;
– в местной бюджетной классификации, специально разработанной для обсуждения проекта бюджета жителями города и цивилизованного отчета об исполнении бюджета перед жителями г. Саратова, и именно этот проект бюджета выносить на публичные слушания.
б) разработку местной бюджетной классификации, понятной для жителей города Саратова, с разбивкой бюджета по городским комитетам и ведомствам с подробнейшим изложением всех расходов вплоть до расходов на приобретение пачки бумаги или авторучки;
в) наличие понятных и подробных методик расчета всех показателей бюджета города, их стабильность;
г) наличие устоявшегося подробного, расписанного до дня и по каждому должностному лицу, поэтапного бюджетного календаря, понятного и доступного каждому жителю Саратова;
д) извещение населения о результатах каждого этапа бюджетного процесса в СМИ;
е) закрепление норм и процедур, регулирующих лоббистскую деятельность в отношении формирования городского бюджета;
ж) нормативно закрепленную возможность в установленные законом порядке и сроки запросить и получить интересующую информацию о бюджете и четкое, подробное описание процедуры запроса и порядка и объема предоставления бюджетной информации.
2. Предусмотреть в бюджете города расходы на установку на площади Театральной г. Саратова у закладного камня памятника жертвам политических репрессий.
3. Исключить из проекта бюджета, учитывая финансовый кризис, доплаты из казны города Почетным гражданам города, лицам, занимавшим ответственные должности в городских и районных в городе учреждениях, партийных и советских органах, сохранив ее только для нуждающихся.
Просим включить председателя СРОО ИЧ СПЦ «Солидарность» Никитина Александра Дмитриевича в число содокладчиков на публичных слушаниях, предоставив для выступления 10 минут.
Весь номер на одной странице
|